Такая, блин, вечная молодость

2a0b0d3a84c542f4c171b3656753166f (1)

Так совпало, что сначала я посмотрела лекцию о моде и кино, потом рекомендованный в лекции фильм (в российском переводе называется «Я, Кристиана») про очень юных берлинских наркоманов 1970-х годов, и сразу после фильма открыла спецвыпуск Art in Vogue (он сейчас в продаже, очень рекомендую). Казалось бы, где здесь связь. А она оказалась в наличии, да еще как.

В лекции говорилось, что фильм до сих пор имеет огромное влияние на моду, например, в такой стилистике снята как минимум одна рекламная кампания Gucci (это не говоря уже о блестящих бомберах, которые, конечно, не HM вместе с Zara изобрели).

48a0d147495b29066c02f9e326e4e7eb
Gucci SS 2016 Campaign

Но я смотрела не на бомберы и расклешенные брюки (70-е же). Несколько раз 14-летняя героиня переобувалась для похода на дискотеку следующим образом: снимала кроссовки, а на теплые полосатые носки (самые простые, можно сказать, детские) надевала одолженные у мамы туфли. Туфли не отличались особенной красотой, носки тем более. Все вместе смотрелось диковато.

large
С полосатыми носками скриншота не нашла, да и туфли уже другие. Но смысл такой

И я все думала, как интересно получается. Девочка думает не о том, чтобы в точности повторить взрослый образ (чем очень грешила в юные годы я и тысячи школьниц, не включенных ни в одну подростковую субкультуру, которые хочешь или нет, а формируют некую эстетику). Мы лишь хотели поскорее начать нравиться мальчикам и походить на экранных роковых красавиц, поэтому копировали условный образ взрослой сексуальной женщины, каким он был в России в 90-е: мини-юбка, блузка, можно жакет, если он длиннее юбки – отлично, обувь на каблуках, блестящие колготки, «поставленная» челка, коричневые тени (пока завуч не вывел из класса и не заставил умываться).

Героине фильма не нужно всего этого. Ей достаточно одного атрибута взрослой женщины – туфель. И знаете почему она их натягивает на носки, носит не юбку, а джинсы, не пальто, а бомбер и ведать не ведает, что такое пушап? Потому что такая и должна быть молодость. Молодость не думает, а как правильно. Не думает, а как надо. Она берет фрагменты, куски взрослой жизни и сочетает их совершенно произвольно.

Долгое время алгоритм западноевропейской жизни был таким: беззаботное (это у кого как, но тем не менее) детство — бунтарская юность (автостоп, музыкальные фестивали, путешествия с долларом в кармане, эксперименты с наркотиками и алкоголем) – возвращение в русло социально-одобряемого поведения (образование, работа, карьера) – размеренная ответственная взрослая жизнь (ипотека, дети, венец карьеры в виде уважаемой должности) – почтенная старость (жизнь благополучного рантье, круизы по Средиземноморью). Мода следовала в том же фарватере. Панки, хиппи, готы в экзотических нарядах копошились положенные лет пять в Берлинских сквотах, тусовались в трущобах Нью-Йорка, валялись в непотребном виде под заборами в Лондоне. Потом кто-то умирал молодым, а кто-то завязывал с «ошибками юности» и переодевался в другие костюмы, возможно даже дизайнерские. Мода молодых бунтарей оставалась модой молодых бунтарей. Не очень бунтующая девочка хотела походить не на сумасшедшего панка с зеленым ирокезом, а на привлекательную мамину подругу (ну или маму, сестру, whatever).

И тут мы подходим к журналу Art in Vogue. В нем я увидела все те же туфли, надетые на носки. Только это уже единый продукт. И это реклама Fendi.

photo_2018-01-10_14-01-13
У бордовых даже цвет и фактура носка совпадает с кадром из фильма, как удачно

И это и есть объяснение всей современной моды сразу: теперь мода молодых – это и есть мода. Она больше не сидит в загончике, попираемая классическим костюмом Armani или Chanel. Она всюду. И человек, желающий одеваться современно, теперь должен одеваться так, как когда-то могла позволить себе одеваться только праздношатающаяся молодежь.

Почему так? По многим причинам. Глобализация и доступ к интернету не только смешали все субкультуры, народные традиции и марки одежды в одном большом котле, из которого мы теперь вынимаем то смесь готического викторианского образа замешанную с китайским имперским стилем, то «испачканные» позолотой ботильоны Vetements. Они же открыли доступ к деньгам и успеху поколению 20, 30-летних. Уже не нужно сорок лет смиренно делать карьеру в одной компании, чтобы прийти к успеху и заработать на двубортное шерстяное пальто от лондонских портных. Можно в 20 лет придумать стартап, а в 30 ходить в серой толстовке, будучи мультимиллиардером. И весь мир будет подражать уже не идеально скроенному костюму, а это самой мятой толстовке.

Молодость побеждает и в экономике (а вы думаете зачем все бренды, как сумасшедшие, изучают что же нравится поколению миллениалов и стремятся угодить их вкусам), и в образе мыслей. Сейчас главное не сформировать одну точку зрения и умереть с ней, а как можно дольше не костенеть в своих мыслях. Изучать новое до старости, получать образование в 70 лет. Проявлять широту взглядов, исследовать возможности. Менять место жительства, карьеру, партнеров. Такое ведь раньше считалось делом молодых. А теперь это дело всех. И все мы, таким образом, вечно молодые. Хотим мы того или нет.

Реклама

  1. Марина Васильева 10.01.2018 / 16:31

    Ванда революционерка!

    Спасибо, как глоток свежего воздуха.

  2. Настя 10.01.2018 / 17:56

    Это очень круто, Ванда)

  3. Аноним 10.01.2018 / 21:03

    А вот ведь все верно, по большому счету! Ну, кроме носков на туфли)

  4. Маша 10.01.2018 / 22:00

    Тут невозможно соглашаться или не соглашаться. Это уже констатация факта. Я тоже это вижу и в целом меня радует и веселит современная мода. Но в тоже время «мода молодых» безвкусна, на мой взгляд. Готы, хиппи, рокеры — мы с удовольствием берём элементы их стиля, но все это стилизация, игра на тему. Все мы сейчас играем в то, что «молодые интернет миллионеры носят мятые футболки и мы тоже будем», но наличие в футболке Марка Цукерберга не делает саму футболку стильной и элегантной. Некоторые люди рождаются с хорошим вкусом, но большинство или приобретает его с возрастом или учится его имитировать. Конечно, дорогое пальто от Шанель никакого отношения к хорошему вкусу не имеет, только к материальному положению. Но хорошие и красивые вещи хороши сами по себе, на них приятно смотреть. Драные толстовки и носки на туфли сами по себе некрасивые. И пришедшая мода молодых вывела на какое то время из словаря понятия «элегантный», «изысканный», «женственный». Это конъюктурно, свежо и очень интересно. Но мне кажется, как все связанное с юностью слишком мимолетно. Не стоит заигрываться в эту игру..

    • Аноним 10.01.2018 / 23:54

      Думаю статья не столько о стиле, сколько о жизни через призму «одежды». Цукербергу и т.п. не надо надевать дорогой костюм (ключевой слово «НАДО» в значении «Обязанность, надобность»), он может выбирать. И в том то, вся и соль, что в современном мире те, кому «ничего не надо» при вседозволенной вариативности поведения выбирают в одежде не костюм Zegna, а обычную футболочку, просто потому что так удобно, ЕМУ ТАК УДОБНО. Очень простая философия: я ничего никому не буду доказывать, все итак в курсе, что я могу себе позволить, поэтому я делаю так как удобно мне. Именно эту самую философию (а не футболочку) и перенимают другие — обычные люди, не миллионеры, с той лишь разницей, что даже если я не могу себе чего-то позволить, но в рамках своих возможностей я буду делать так, как удобно мне. А элегантность, разве она удобна? Платье-футляр и шпильки — не самые удобные вещи, согласитесь? В конце статьи написана вся суть современного мира — не костенеть, меняться, развиваться. Во всех сферах это можно проследить. Например, браки сейчас распадаются чаще, чем раньше, сильно развит институт гражданского брака, тоже своего рода отражение цели «не костенеть». Работу люди сейчас меняют с легкостью, а в советские годы считалось не очень хорошим признаком, что человек такой вот «летун» и т.д. А мода? Это всего лишь отражение основных процессов жизни и «удобство» пусть и в ущерб «элегантности» не самая плохая тенденция)

      • Маша 11.01.2018 / 11:59

        Я думаю мы не противоречим друг другу, просто говорим немного о разном. Вы говорите об удобстве и реакции моды на современные реалии жизни. Ванда писала когда то о том, что жизнь современной женщины очень изменилась — мы много работаем, много путешествуем, много зарабатываем сами и терпеть неудобства ради внешней привлекательности для мужчин не готовы. С этим я полностью согласна. Здесь и удобная обувь, и функциональная одежда, и уход от нарочитой сексуальности. Но есть другая сторона этого процесса. Появившиеся интернет-миллионеры тинейджеры. 16 летние ютуберы, которые нужны и важны модным домам, потому что обеспечивают им продажи . Которым присылают дизайнерские сумки и вещи, сочетающиеся в их гардеробе с майками с Микки-Маусом. И я предлагаю не обманывать себя. В их голове это сочетается просто от отсутствия вкуса, а не от большого чувства моды. D&G приглашают на показы Сашу Спилберг и Jim Chapman, а большинство людей за 25 даже не знаю кто это. Я искренне не вижу в этом ничего плохого, это забавно, весело и очень в духе времени. Но я считаю, что это очень быстро пройдет. Удобство останется с нами, эмансипация моды останется, а заигрывание модных домов с 16-ти летними — это история этого десятилетия, она уйдет как эпоха заниженной талии, Бритни Спирс и стрингов торчащих из каждых вторых джинсов. Все это было в 2000-е и все это мы сейчас вспоминаем как проявление плохого вкуса, просто с налетом романтики нашей молодости..

        • Luicy 11.01.2018 / 15:13

          Знаете, я во многом с вами соглашусь . Хотя обожаю сегодняшнюю моду , особенно в сравнении с эпохой «гламура»( с ее стразами , ультрамини, белые волосы у брюнеток , загар из солярии и накладные ногти с ресницами). Сейчас мне за 40 и 90-е были моей молодостью. Однако и там безвкусицы хватало — всегда подташнивало от неряшливых кофт, пластмассовой бижутерии и макияжа из » Маленькой Веры», и все это ещё сочеталось с ужасной дешевизной всей этой купленной на рынках красоты.
          Так что сейчас я беру их моды 80-90ых только лучшее: удобную обувь , бойфренды или «мамины» джинсы, косухи и плащи . Ещё мне на ура нравится мода на длинные платья и юбки , и возможность носить это все с обувью без высокого каблука, это очень женственно, хотя ноги мои и позволяют надеть самое радикальное мини. И да — я ношу пальто с кроссовками, и толстовки с юбками, и майки со спортивной символикой под деловые костюмы.
          Но многие вещи действительно очень сиюминутны и идут скорее от небрежного вкуса подростков , узаконенного модой . Я тоже думаю, что носки с босоножками и каблуки со спортивными штанами быстренько слетят с модных подиумов, как и прозрачная пластиковая обувь . А все удобное и радующее глаз ещё долго будет жить.
          Проанализировала свой гардероб и поняла: я всегда почти так и одевалась. Единственное новшество — много оверсайзных новых вещей вместо одежды » по фигуре», и кроссовки с пальто — этого раньше себе не разрешала .

          • Fashionista 11.01.2018 / 21:11

            Мне кажется, мода пошла по пути упрощения не только по социально-экономическим причинам, описанным Вандой, но и из-за кризиса идей. Циклы производства в модном мире настолько ускорились, что дизайнеры просто не успевают генерировать нужное количество новых фасонов и силуэтов в такие сжатые сроки. Поэтому приходится переосмыслять то, что уже изобретено. Сначала прошлись по временным эпохам, теперь взялись за субкультуры. По сути радикально новых силуэтов не появлялось уже лет 30. Апогеем искусства стилизации стал успех Демны Гвасалия и Лотты Волковой. Это уже откровенная 100%ная работа стилиста, никаких конструкторских идей нет даже в нюансах. Да и само модное сообщество в лице дизайнеров и редакторов уже устало пережёвывать одни и те же блюда по десятому разу, вот и плюнули на творчество и провозгласили: носите джинсы-кеды-футболки и вообще какая разница, кто во что одет. Кмк появилось отврещение к моде у ее создателей как результат профессионального выгорания. Имхо для реанимации моды как искусства необходимо сбавить потребительсткий и производственный темп. Чем больше у человека барахла, тем меньше радости оно приносит. Настоящее удовольствие от моды получаешь, только когда обновка долгожданная, долго и тщательно выбираемая и редкая. Когда видишь тысячи квадратных метров торговых площадей, битком набитых однообразными и безликими тряпками, становится жаль и покупателей, и производителей. Куда и ради чего мир тратит столько ресурсов, ведь большая часть этого хлама так и остаётся нераспроданной или купленной, но ненадеванной. Насколько разумнее было потребление в эпоху, когда одежда шилась на заказ индивидуальному покупателю.

            • Ника 12.01.2018 / 19:41

              Девушки, вас всех так приятно и интересно читать. Я больше увлеклась комментариями, чем статьёй. Спасибо!

            • Аноним 12.01.2018 / 22:55

              Спасибо и Ванде, и комментаторам! Действительно очень приятно читать!
              Ника, мне кажется, что и такая тенденция в мышлении уже есть — slow fashion, sharing is caring и др. Интересно, как она скажется на моде.

              • Валентина Енгибарова 14.01.2018 / 19:48

                Поддерживаю! Так редко можно встретить на просторах интернета содержательную, интересную дискуссию, без перехода на личности и употребления ненормативной лексики. Спасибо и автору и комментаторам!

            • Аноним 12.01.2018 / 22:56

              Простите, ответила не Нике, а Fashionista.

            • Veronika 17.01.2018 / 08:07

              Мне близко Ваше мироощущение в данном вопросе, особенно в части, касающейся ускорения темпов производства и изменения стиля потребления – в ущерб качеству. Действительно, все труднее покупать хорошие интересные вещи, и все легче находить одинаковые, которые, к тому же, быстро приходят в негодность, – так, чтобы не жалко выбросить. Рекламируется постоянное обновление гардероба, что полезно лишь отчасти, а в большей степени – маркетинг и стимулирование потребления. Все так.
              Но я сомневаюсь, что нужно винить в этом дизайнеров. Фасоны будут многократно пережевываться по понятным причинам (и стилисты для этого весьма полезны). Человечество существует – и одевается – уже давно, а у людей по-прежнему две руки и две ноги. Придумать что-то принципиально новое трудно, как трудно сочинять новые мелодии в музыке (не кажется, что классики уже все придумали?), а всевозможные сюжеты мировой литературы вообще пересчитали и типизировали (звучит жутковато, правда?)… Причем, я не выгораживаю дизайнеров. Есть же, например, Чалаян, новатор, который вроде бы и не в курсе, что выгорание вообще бывает. Есть и другие. Это с одной стороны.
              С другой стороны, одеваясь все более демократично, однотипно и «небрежно», человечество как бы доказывает самому себе смещение приоритетов от одежды, от демонстрации статуса и вкуса через одежду, к другим ценностям и интересам (лукавит, конечно). Это особенно видно, если сравнивать не десятилетия, а века. Напудренные парики, пышные юбки и все такое. В график современного человека никак не вписывается туалет 2-3 часа в день, если только Вы не актер исторического фильма. Ускоряется не только производство. Вся наша жизнь ускоряется. И появление понятий slow food, slow fashion и прочих slow это только подтверждает.
              Однако количество барахла – остается личным делом каждого покупателя. Новая мода, при всей своей скорости, достаточно рациональна, функциональна и универсальна, и потому объективно не способствует забарахлению больше, чем прежняя. Этому способствует маркетинг, физическая доступность торговых центров и культ шопинга как вида развлечения.

    • Аноним 05.02.2018 / 21:43

      Спасибо Вам за этот комментарий!

  5. Свет очей 11.01.2018 / 07:11

    Когда читаю, что носки на туфли моветон и неэлегантно, вспоминаю времена, когда голые лодыжки в «коротких» юбках до середины икры было ультромодно, но неэлегантно…

    • Аноним 11.01.2018 / 22:00

      Раз я первая здесь (в комментах) выразила неудовлетворение носками, то хочу объясниться. Я не говорю, что это «фу! как некультурно» или «моветон», я не смею так судить, ибо не имею образования соответствующего. Просто носки на туфли (да и многие другие тренды) не для меня, не готова я к такому, не доросло мое понимание до этого и т.д. И это я четко осознаю. Потому что я никогда не буду бежать впереди модного поезда, и даже никогда ни поеду в нем первым классом. Я всегда либо догоняю этот поезд, либо запрыгиваю в последний вагон, потому что большинство модных тенденций я встречаю возгласом «ядрена кочерыжка», а потом знаете присмотрюсь, найду даже понравившиеся картинки в инстаграме и До-о-о-лго ищу в магазинах что-то подходящее для себя. Поэтому категорически отрицать носки я не буду, потому что вполне себе может быть я буду летом в мыле искать в кальцедони те самые носочки, которые так подходят под мои босоножки! Но пока для меня это еще «ядрена кочерыжка»
      P.S. Вот сегодня уже увидела в инстаграм Джей Ло носочки гуччи с босоножками и… мне понравилось. Я осознала, что фото в целом мне показалось стильным и более того, именно носочки делают его таковым. Без носков акцент бы переместился на юбку-пачку, которая уже лето сто как в тренде и ей уже никого не удивишь)

      • Екатерина 13.01.2018 / 16:10

        Ну носки на туфли — это, конечно, сильно)). Но (туфли на носки) — это ж не свежепридуманный тренд, он периодически всплывает, не знаю даже с каких годов… Мне вот и хочется и колется уже лет 10, наверное)). А сейчас имеем, что туфли на каблуках из гардероба изжились, а без каблуков это не то… Босоножки, правда, еще остались))

  6. Светлана 11.01.2018 / 09:15

    Статья будоражит! Да, надо идти в ногу со временем, и да, мне нравится современная мода, и да, надо не костенеть и развиваться

    • Аноним 11.01.2018 / 19:24

      Да тут весь блог будоражит) Самое главное, что ты же все это где-то чувствуешь на уровне подсознания, а до сознания эти мысли доводятся только, когда прочитаешь в статье) и комментаторы тоже будоражат. Пусть их немного ( по мне так даже лучше), но все такие «внятные», что комментарии читаешь с не меньшим интересом, что и статью)

  7. Женя 11.01.2018 / 22:56

    Прямо обидно как-то. Я с семнадцати лет постепенно вылезала из мартенсов, драных джинсов и футболок с названиями групп, уходила от черного цвета и только я доросла до платьев футляров, как они раз — и вышли из моды 🙂

  8. Luicy 12.01.2018 / 00:53

    Женя, не переживайте!! Повесьте их пока в шкаф ( если они хорошего качества, конечно ). Войдут опять в моду, обязательно . Я например очень жалею , что раздала и продала много дорогих качественных вещей, вышедших из моды. А мода-то на них вернулась. Прям жалко-жалко… носила бы сейчас на ура.!! А приходится новое покупать

    • Светлана 16.01.2018 / 09:58

      Да! Столько вещей утилизировала, а теперь все вновь вернулось в моду )))) Как вспомню свои футболки с рок группами, черно-белые кеды, рваные джинсы, свитшот с бетменом и серебряный плащ… Эхххх )))) Теперь тоже потихоньку покупаю и на дальнюю полку убираю платья )))))) и миксую юбку-карандаш с футболкой и спортивные штаны с рубашкой и мне нравится

  9. Ирина 14.01.2018 / 14:04

    Интересная статья. Можно было бы много по каким позициям поразмышлять, и о моде, и, главное, о жизни. Но, думаю, формат не тот. Мне интересно, а как автор интерпретирует другой аспект современной жизни: постоянное старение населения и самую высокую безработицу именно среди молодежи, разумеется в контексте моды?

    • Аноним 14.01.2018 / 17:58

      Про возраст уже Ванда где-то писала, что-то вроде возраста нет- есть мирощущение) комментаторы пытались возразить, но я бы добавила, что есть внешность ( не столько от возраста зависит что ты можешь себе позволить, сколько от внешности). Наглядный пример «бабушка, которая любит моду» в инстаграм!

  10. Илона 15.01.2018 / 12:00

    Спасибо автору и всем участникам дискуссии за вдохновение! Поэтому не могу не влезть со своими размышлениями. В мире столько разных людей, в том числе крайне консервативных в плане отношения к тому, что надеть. Быстрая мода остается уделом немногих смелых и умелых. К тому же далеко не всякий образ жизни «потянет» молодежный стиль, джинсы и кеды в качестве основной одежды на каждый день. А уж на работу мы с вами ходим гораздо чаще, чем на свидания или в кафе с подругами. С другой стороны, какова бы ни была мода, женщина как правило все равно предпочитает то, что ее украшает, подчеркивает фигуру (юбка-карандаш) или хрупкость (мартинсы или оверсайз) или длинные ноги (брюки на высокой талии, ботфорты). При недостаточно совершенной фигуре что вы предпочтете: какой-нибудь новейший тренд, но который делает вас приземистой и квадратной, или «классическое» вне времени платье любого фасона, в котором фигура становится легче и изящнее? Буквальное следование тренду может быть смешным и неуместным. Подростковый подход — не заморачиваться на одежду — для взрослых будет только игрой. Все равно большинство модников трансформирует новые веяния под себя. И опять же большинство встречаемых вами на улицах подростков закупаются не в Диор, а например в ПулЭндБир. Как бы что ни говорили о возрасте, он диктует свои требования. Что позволено без ущерба для образа надеть в молодости, то придает человеку в возрасте сиротский вид. А встречают-то все равно по одежке. Если бы это было не так, разве вы бы переживали, как бы не надеть то, что вышло из моды. При прочих равных условиях женщина в 50+ эффектнее смотрится в качественных (хорошо сидящих, не выглядящих дешевкой), а потому дорогих вещах, чем в простецких купленных в молодежных марках, заточенных на быструю реализацию трендов. А это уже далеко от принципов подросткового пофигизма в моде. Поэтому мода — замечательная игра для тех, у кого есть глаза, вкус к переменам и самосовершенствованию и есть критическое мышление.

  11. TATIANA 20.01.2018 / 21:42

    В школьные годы я надевала шерстяные носки с мамиными босоножками, чтобы подошел размер (без носков были большие) и мне нравилось 🙂

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s